Стратегия развития района 1998 - 2005 гг.

Содержание.

Раздел 1. Введение.

Одинцовский район расположен на западе Московской области в границах лесопаркового пояса г.Москвы и занимает площадь 1300 кв.км. Административно район включает в себя территории 28 сельских и поселковых округов, которые насчитывают 245 населенных пунктов. Численность населения района составляет 260 тыс. человек, из которых 90 тыс.человек проживают в сельской местности. По территории района проходят Федеральная автодорога "Москва-Минск", Можайское шоссе, железная дорога Белорусского направления, хорошо развита внутрирайонная дорожная сеть.

Исторически Одинцовский район в социально-экономическом отношении развивался как территория, имеющая рекреационное значение и обеспечивающая г. Москву рабочей силой.

В экономическом плане промышленность представлена рядом средних и мелких предприятий строительного комплекса и местной промышленностью по производству товаров народного потребления.

Развито сельское хозяйство молочно-овощеводческого направления и производство птицеводческой продукции.

В районе существуют предприятия, обеспечивающие население бытовыми, транспортными, коммунальными услугами, услугами связи.

Развита система санаторно-курортных учреждений, пансионатов, домов отдыха.

Одинцовский район является единым муниципальным образованием, в котором сформированы органы местного самоуправления и принят Устав района.

Имеющийся в районе экономический и интеллектуальный потенциал дает возможность выйти на более высокий и качественный уровень жизни населения.

Для достижения этой цели необходима разработка стратегии развития Одинцовского района на долгосрочный период, основанная на использовании традиционных и инновационных технологий.


 

Раздел 2. Концепция стратегического развития Одинцовского района.
    1. Цель и идея.

Основная цель концепции стратегического развития Одинцовского района-создание стабильной, постоянно развивающейся экономики, обеспечивающей достойные условия жизни населения.

Основная идея - функционирование инновационно - экспериментального, непрерывно и самостоятельно развивающегося региона.

Реализацию намеченной цели осуществляют представительный и исполнительные органы муниципального образования.

    2. Баланс интересов.

Баланс интересов- необходимое условие для выполнения цели.

Развитие района в условиях эксперимента позволяет обеспечить баланс интересов муниципального образования, субъекта Российской Федерации и Российской Федерации. При этом достигается стабильная материальная, финансово-экономическая база региона, которая позволяет достигать стабильное поступление отчислений в бюджеты верхнего уровня, появление региона, который развивается исключительно за счет собственных финансовых источников и не создает проблем вышестоящим органам.

Интересы региона-социальная и экономическая стабильность, комфортность жизни населения, социальная защищенность и распространение опыта в другие регионы на платной основе.

    3. Юридическая база.

Для претворения идеи в жизнь необходимо иметь Указ Президента РФ или Постановление правительства, местные нормативные акты в форме Устава, Договора, Положения, обеспечивающие возможность работы в инновационный период.

Эта законодательная база только для данного района и только для решения этой задачи(на время).

    4. Приоритетные направления.

Для достижения цели концепции стратегического развития Одинцовского района необходимо способствовать развитию следующих приоритетных направлений:

а) социально-культурная сфера

-здравоохранение,

-образование,

-культура,

-социальное обеспечение,

-физическая культура и спорт,

-обеспечение правопорядка.

б) экология

-разработка ресурсосберегающих технологий,

-разработка программы уменьшения вредных выбросов в окружающую среду.

в) экономика

-развитие сферы услуг,

-поддержка и развитие предпринимательской деятельности,

-развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности региона,

-эффективное использование муниципальной собственности и ее приращение.

Основными критериями выбора приоритетных направлений являются:

-человеческий фактор(оценка качества жизни населения региона),

-получение дополнительных доходов на территории района и дальнейшее развитие финансово-экономической и материальной базы путем интеграции инновационных проектов с традиционными методами работы, направленными на достижение эффективного результата,

-жизнеобеспечивающий фактор.

    5. Критерии оценки работы.

Критериями эффективности реализуемой комплексной программы социально-экономического развития района могут быть показатели качества жизни населения:

- доход семьи;

- демографическая ситуация (рождаемость, смертность в т.ч. младенческая, естественный прирост населения, продолжительность жизни);

Качественными критериями являются:

- инвестиционная привлекательность;

- снижение уровня преступности;

- доверие населения к органам местного самоуправления.

Раздел 3. Стратегические направления развития района.

    Стратегия развития социальной сферы.

Социальная сфера Одинцовского района представлена сложившейся системой здравоохранения, образования, культуры и спорта, социального обеспечения и занятости населения.

По результатам комплексной оценки показателей, характеризующих степень напряженности социально-экономической ситуации, Одинцовский район относится к группе районов относительно благополучной социально-экономической ситуации.

Вместе с тем, уровень социальной обеспеченности населения не соответствует государственным стандартам и финансовым нормативам минимальной бюджетной обеспеченности.

В течение последних 5 лет не происходит естественного прироста населения, наблюдается ухудшение состояния здоровья жителей.

Численность пенсионеров в районе - 56 тыс. человек, что составляет 22 % от общей численности населения. Коэффициент демографической нагрузки на одного трудоспособного человека составляет 0,74.

Анализ современного состояния социальной сферы Одинцовского района диктует необходимость новых подходов к решению проблем.

Основой развития социальной сферы должно стать создание условий для инициативного участия жителей района в предлагаемых программах.

Система образования должна ориентироваться на подготовку кадров, способных работать в условиях реализации инновационных проектов.

Пропаганда здорового образа жизни создаст предпосылки для самостоятельной заботы жителей о своем здоровье.

Альтернативная система медицинского обеспечения позволит качественно изменить уровень обслуживания пациентов.

Внедрение элементов рыночной экономики в области культуры и спорта позволит реализовать принципы самофинансирования и развивать те направления, которые будут востребованы и в которых будут заинтересованы жители района.

Создание условий для раскрытия творческого и трудового потенциала инвалидов даст возможность обеспечить их рабочими местами и получать им дополнительный доход.

Развитие систем альтернативного добровольного страхования и негосударственного районного пенсионного обеспечения приведет к повышению уровня жизни нетрудоспособного населения.

Финансовой основой для реализации социальных программ станет:

- утверждение стабильных долговременных нормативов отчислений;

- взимание подоходного налога с физических лиц в бюджет района по месту жительства.

Приоритеты при реализации социальных программ определяются исходя из конкретной их значимости для населения.

Стратегические направления в улучшении экологической ситуации.

Одинцовский район - это особо охраняемая природная территория, представляющая собой лесопарковый защитный пояс г. Москвы и имеющая оздоровительное, рекреационное, научное, историческое, культурное и эстетическое значение.

Основными факторами, отрицательно влияющими на состояние экологии района, остаются:

- отсутствие системы сбора, транспортировки и утилизации отходов производства и потребления,

- наличие многочисленных несанкционированных свалок бытовых и промышленных отходов ,

- загрязнение атмосферного воздуха выбросами вредных веществ автотранспортом,

- недостаточная мощность канализационных систем.

Основной принцип стратегии - баланс интересов человека, среды обитания и природы.

Целью развития является создание оптимальной экологической среды обитания для каждого жителя Одинцовского района путем выработки условий для активного участия населения в предлагаемых программах.

Основными направлениями в сфере улучшения экологической ситуации являются:

    1. Экологическая идеология.

    2. Эколого - эстетическое состояние территории района.

    3. Экологически чистое продовольствие.

    4. Экологически безопасное производство.

Исходя из стратегических направлений развития экологии выделены главные задачи:

    1. Выработка и внедрение идеологии охраны окружающей среды.

    2. Создание заповедных ( ландшафтных) территорий.

    3. Развитие системы санитарного и радиационного контроля.

    4. Сокращение вредных производств.

    5. Переход к промышленной переработке бытовых и производственных отходов.

    6. Внедрение экологически чистых видов топлива.

    7. Установление шумозащитных систем.

    8. Создание экологической полиции.

Реализация поставленных целей и задач основывается на внедрении достижений науки и техники, практического опыта в области охраны окружающей среды.

Финансово- материальной базой для осуществления намеченной стратегии являются государственные вложения, привлечение инвестиций и средств населения.

Стратегические направления развития экономики.

Анализ современного состояния экономической ситуации позволяет сделать вывод, что Одинцовский район является финансово - самодостаточным и покрывает минимально необходимые расходы на содержание бюджетной сферы и муниципальной собственности за счет доходов местного бюджета. Существующий порядок формирования бюджета не обеспечивает стабильного поступления доходов и не позволяет выйти на более высокий уровень социального и экономического развития.

Выбор стратегии экономического развития определяется интересами населения района в обеспечении высокого качества жизни при условии эффективно развивающейся экономики.

Необходимым условием экономического развития района является соблюдение баланса интересов населения, хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления.

    Основные направления стратегии:

    1. Налоговая политика, стимулирующая развитие предпринимательства как основного фактора подъема экономики района.

    2. Создание муниципальных финансовых институтов для аккумулирования денежных средств населения и предприятий района.

    3. Повышение инвестиционной привлекательности района и создание условий для активной внешнеэкономической деятельности.

    4. Использование муниципальной собственности с целью повышения ее доходности.

    5. Применение самостоятельного административного воздействия на предприятия, не участвующие в формировании доходной части бюджетов всех уровней, с целью их мотивации к развитию производства.

    6. Разработка собственной кадровой политики с максимальным использованием интеллектуальной собственности, инициативы и творческого потенциала населения. Переход от иждивенческого мышления к осознанному формированию своих потребностей.

    7. Формирование информационной политики и вовлечение населения в работу по проектам экономического развития района.

Стратегические направления развития экономики осуществляются на основе реализации традиционных и инновационных программ и проектов.

Раздел 4. Механизм реализации.
 

Механизм реализации служит для запуска и выполнения программ для достижения стратегических целей развития района.

Механизм реализации включает в себя:

    - научно-методологическое и кадровое обеспечения,

    - нормативно- правовое обеспечение,

    - материально-финансовое обеспечение.

Осуществление стратегических целей инновационных программ возлагается на разработчиков, специалистов, в том числе руководителей семинаров, сотрудников администрации, депутатов районного и областного уровней, руководителей, рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, реализующих инновационные программы, инициативных групп населения.

Для достижения стратегических целей необходима возможность оперативной перестройки аппарата управления администрации района под конкретную программу.

Для эффективности работы механизма реализации программ предусматривается аттестация непосредственных исполнителей.

Для обеспечения непрерывности реализации программ необходима специальная профессионально-ориентированная подготовка управленческих кадров, начиная с общеобразовательной школы.

В привлечении населения для активного участия в инновационных программах необходимо широкое использование средств массовой информации и традиционных методов агитации.

В качестве необходимых средств достижения поставленных целей необходимо создание нормативно-правовой базы, начиная с утверждения стратегии развития района Советом депутатов района, законов и нормативных актов Московской области и Указов Президента Российской Федерации.

Материально-финансовую основу реализации инновационных программ составляют: собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и пр., а также интеллектуально-трудовые и финансовые ресурсы.

12 мая 2004, 12:21
16 231